Существует большая путаница в терминах «фасилитация», «тренинг» и «консалтинг». Как человек, который занимается и тем, и другим, и третьим, я бы хотел объяснить, в чем разница между ними. Разграничивать их и понимать, что они обозначают, важно, в первую очередь, с точки зрения менеджера, который должен знать, за что платит деньги.
Когда мы говорим о фасилитациях, тренингах, консалтинге важно учитывать 2 аспекта: каковы намерения профессионалов, когда они вмешиваются в тот или иной вопрос и какие методы они используют. При этом более важны намерения, а не в методы. Многих смущает, что одни и те же методы используются тренерами, фасилитаторами и консультантами для достижения совершенно разных целей. Чтобы посмотреть на это с другой стороны, зададимся вопросом: каков конечный продукт, который мы покупаем и каким образом осуществляется его доставка?
Тренинги
Когда мы посылаем кого-либо на тренинговые программы? Когда мы хотим развития компетенций, знаний, умений, отношения, которые неразвиты или недостаточно развиты в компании. Существует множество способов достичь знаний, умений и т.д. Одним из самых эффективных являются тренинги. Их методология с течением времени изменилась: от монологов (без вопросов и ответов) к интерактивной командной работе. Но цель осталась той же – изменить поведение.
Так как у каждого человека есть свой стиль обучения, создать единую программу, которая бы оптимально учитывала все нюансы, очень тяжело. Хорошие тренинги все более и более склоняются к обучению конкретным навыкам, знаниям и их применению в специфических рабочих ситуациях. Они становятся все более интерактивными и требующими активного участия группы.
Консалтинг
Когда мы хотим нанять консультанта? Когда нам нужно использовать ту или иную компетенцию, умение, навык или отношение, но нам не нужно развивать их у сотрудников нашей компании. Когда я обращаюсь к доктору или юристу, фактически я обращаюсь к консультанту.
Методы консалтинга развивались от заключения договора, диагностики, «излечения» и последующего платежа к процессам глубокого и интерактивного исследования, разработки и реализации. Проще говоря, я предпочту обратиться к юристу или доктору, которые решат мои проблемы при наименьшем участии с моей стороны, чем сам погрязну в этих проблемах. То же самое относится и к консультанту. Хотя многие, наоборот, могут предпочесть одинаковое вмешательство как в свое здоровье, так и в свой бизнес.
На мой взгляд, лучший консалтинг совмещает в себе знания клиентов о ситуации на местах и знания консультанта о методах и моделях. Объединив их, он предлагает готовое решение.
Фасилитации
Когда нам нужен фасилитатор? Когда мы хотим, чтобы процессы группового планирования, построения моделей, командного взаимодействия или принятия решений направлялись кем-то со стороны. По-моему, у фасилитатора должны быть навыки управления групповыми процессами и он не должен быть заинтересован по отношению к предмету дискуссии.
Существует 2 главных причины обращения к фасилитатору:
Применяемые фасилитаторами методологии интерактивны и предполагают активное участие, вовлекая сотрудников в решение какой-либо проблемы или выработку плана. Они допускают, что участники имеют все необходимые полномочия и возможности, чтобы справиться с проблемой или подготовить план самостоятельно.
Технология DIY
Чтобы превратить старый чердак в новую спальню, вы можете нанять кого-то или сделать это самостоятельно. Чтобы применить технологию DIY (то есть сделать это своими силами), нужно ответить «Да!» на 3 основных вопроса:
Если хотя бы на один вопрос вы ответите «Нет», вам стоит отказаться от собственного участия и привлечь профессионала. Точно так же дело обстоит и с фасилитаторами, тренерами и консультантами.
Джон Дженкинс – фасилитатор,
тренер и основатель «Imaginal Education» в Нидерландах.