Loading...

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА И ФАСИЛИТАТОР В ОДНОМ ЛИЦЕ

Согласно исследованию, проведенному компанией MCI (крупная исследовательская компания в США) в 1998 г., в Соединенных Штатах ежедневно проводится порядка 15 миллионов совещаний. В расчете на одного профессионала, получается примерно 61 совещание в месяц. 92% участников исследования сказали о том, что совещания (Интернет-митинги, телеконференции или встречи «вживую») дают им хорошую возможность внести вклад в общее дело. Таким образом, совещания – это неотъемлемая часть нашей жизни, в ближайшем будущем они  никуда не денутся.

Однако, всегда есть к чему стремиться. Исследование 2004 года, проведенное компанией IMS (Interactive Meeting Solutions, Inc.) среди 1200 профессионалов Америки, выявило следующие результаты:

Как вы сами относитесь к этим результатам? Задумывались ли вы о том, почему совещания иногда выходят из-под контроля? Думали ли вы о том, как следует построить процесс принятия решений (чтобы не принимать их в одиночку)? Если вам знакомы эти вопросы, значит, вы уже сталкивались  с трудностями при проведении совещаний и управлении групповой динамикой.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА  + ФАСИЛИТАТОР = ФАСИЛИТИРУЮЩИЙ PM

«Фасилитация похожа на танец. Если ваш ум где-то блуждает,
вы пропускаете ритм и спотыкаетесь».
Hunter, Baily & Taylor

Неформальный опрос наших клиентов показал, что РМ тратят около половины своего времени на совещания, связанные с проектом. В ходе этих совещаний руководитель, так или иначе, играет роль фасилитатора. При этом подавляющее большинство опрошенных нами профессионалов никогда не обучалось навыкам ведения фасилитаций.

Кто же такой фасилитатор?

Фасилитация – это упорядоченная процедура, помогающая людям достичь единого понимания и решить какие-то проблемы. Это умение, процесс и искусство одновременно. В той или иной степени, мы все используем его в повседневной жизни. Многие профессионалы, не задумываясь,  называют себя фасилитаторами:

В данной статье мы рассмотрим, как применять навыки фасилитаций к проектным совещаниям, чтобы помочь проектным группам достичь поставленных целей и добиться конкретного результата.

Иногда проще определить то или иное понятие через то, чем оно НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. Таким образом, тот тип фасилитаций, о котором говорим мы, не является:

Хорошая фасилитация – это всегда баланс. Фасилитатор балансирует между:

Фасилитатор готовит план встречи и составляет тот перечень активностей, которые направлены на достижение общего результата. Затем он проводит группу через весь процесс, управляя динамикой и регулируя ход обсуждения. В результате, он отвечает за конечный документально закрепленный результат встречи: протокол заседания, Устав проекта, перечень каких-либо требований или выработанную модель.

КАКИЕ НАВЫКИ НЕОБХОДИМЫ ЭФФЕКТИВНОМУ ФАСИЛИТАТОРУ?

Международная Ассоциация Фасилитаторов (IAF) выделила 6 главных компетенций, которыми должен обладать профессиональный фасилитатор. Они приведены в таблице ниже.

Компетенция фасилитатора

Проявление компетенции

Умение достигать сотрудничества в отношениях

  • Развитие профессионального партнерства;

  • Разработка и адаптация рабочих сессий под нужды клиента;

  • Эффективное проведение мульти-сессий.

Умение планировать соответствующие групповые процессы

Выбор методов и процедур, которые:

  • Поощряют открытое участие и взаимоуважение;

  • Обеспечивают вовлеченность людей с разными стилями мышления/обучения;

  • Вырабатывают продукт высокого качества, удовлетворяющий потребности клиента;

Подготовка времени и места для групповой работы.

Умение создавать и поддерживать участие членов группы

  • Демонстрация отличных навыков взаимодействия и межличностной коммуникации;

  • Обеспечение открытости, уважение к разным точкам зрения;

  • Управление групповыми конфликтами;

  • Побуждение к креативному мышлению.

Умение вести группу к достижению полезного результата

  • Управление группой при помощи ясных и четких методов;

  • Понимание стоящей перед группой задачи;

  • Достижение консенсуса и желаемого результата.

Умение получать и поддерживать профессиональные знания

  • Поддержание базы знаний;

  • Знание множества фасилитационных методов;

  • Поддержание профессионального статуса.

Умение сформировать позитивные профессиональные отношения

  • Практика самооценки и самосознания;

  • Интегрирующие действия;

  • Доверие способностям группы и нейтралитет.

 

Ключ к эффективным фасилитациям – это понимание вашего личного стиля общения и персональных предпочтений. Существуют различные инструменты, тестирующие стиль общения (например DISC или Myers-Briggs Type Indicator (MBTI®)). Они помогут вам узнать больше о себе и о предпочтениях других людей.

ВЫПОЛНЯТЬ ДВОЙНУЮ РОЛЬ

Нас часто спрашивают, должен ли руководитель проекта выполнять роль фасилитатора. В идеальной ситуации ответ должен быть «Нет». Преимущество фасилитатора, как мы уже говорили, состоит в его нейтральности. Руководители проектов заинтересованы в конечном результате, поэтому говорить об их объективности не всегда возможно. Несмотря на это, все больше и больше организаций нуждаются в менеджерах, обладающих навыками фасилитирования. Владение навыками ведения фасилитаций иногда превращается из дополнительного преимущества при приеме на работу в обязательное требование.

Если у вас появилась необходимость фасилитировать проектное совещание, задайте себе вопросы, приведенные ниже, чтобы понять, сможете ли вы это сделать сами или вам нужна помощь третьей стороны:

Совмещать роль руководителя проекта и фасилитатора гораздо легче, если совещания:

КОГДА НУЖЕН ПРОФЕССИОНАЛ?

На каждом собрании или совещании есть фасилитатор, явный или неявный. Но есть ситуации, в которых объективный и опытный фасилитатор («внешний» по отношению к вашему проекту или организации) просто необходим. Профессиональный фасилитатор нужен, когда:

Tammy Adams, Chaosity LLC

Jan Means, Resource Advantage, Inc.

Оригинал статьи

123