Loading...

ПРЕВОСХОДНЫЙ ФАСИЛИТАТОР: СЕМЬ КРИТЕРИЕВ МАСТЕРСТВА

ЧЕМ ТОП-ФАСИЛИТАТОРЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ БОЛЬШИНСТВА?

Ранее мы часто говорили о том, что хорошие бизнес-тренеры не всегда являются хорошими фасилитаторами, и наоборот, хорошие фасилитаторы далеко не всегда могут превосходно вести тренинги. Основная причина этого – в том, что задача тренера – донести какую-либо информацию ясно и интересно. Фасилитаторы больше внимания уделяют умению задавать вопросы, стимулировать взаимодействие в группе и привлекать внимание участников к какой-либо проблеме. Тренер обязан быть экспертом в том, о чем он говорит; экспертиза фасилитатора сводится, скорее, к умению находиться в стороне от предмета обсуждения.

За последние 15 лет границы между этими областями значительно размылись. От современных фасилитаторов ждут как знания контента (то есть предмета дискуссии), так и знания процесса. В тренинговых аудиториях это размывание границ еще более заметно: наблюдается высокая степень взаимодействия, пассивность обучающихся стремится к нулю, вопросы и рассуждения предстают как должное, а строгий лекционный формат полностью отвергается. А от бизнес-тренеров все чаще ждут умения работать с группой и владения навыками фасилитации.

Более 12 лет назад мы разработали методологию «The Facilitator’s Methodologytm». С тех пор мы обучили более 8500 фасилитаторов. Многие участники нашей программы были начинающими, но были также опытные и очень опытные фасилитаторы. Именно работа с ветеранами и новичками помогла нам выделить 7 основных критериев, которые отличают топ-фасилитаторов от большинства.

Чтобы быть хорошим фасилитатором, необходимо уметь многое. Такими навыками, как «поддержание безопасной среды» или «использование правильных инструментов» обладают все фасилитаторы. Но тем профессионалам, которые хорошо освоили механику групповой работы и стремятся развить свое мастерство, мы посоветуем обратить внимание на 7 профессиональных навыков, приведенных ниже:

  1. Топ-фасилитаторы знают, что важно создавать и поддерживать высокий энергетический заряд обсуждения. Неважно, работаете ли вы с группой в течение целой недели или по1-2 часа раз в неделю, участники всегда ждут, что вы зададите темп. Почему он должен быть высокий? Мы поняли, что высокий энергетический заряд делает 3 важные вещи:
  1. В каждой фасилитационной сессии наступает момент, когда фасилитатор умолкает и говорить начинает группа. Это характерно  на этапе мозгового штурма или составления какого-либо списка. Обычные фасилитаторы пытаются понять, КАКИЕ вопросы они хотят задать. Превосходные фасилитаторы понимают, что то, КАК они зададут «открывающие вопросы», сильно повлияет на качество ответов. Они задают вопросы таким образом, чтобы в голове участников появилась яркая картинка. В этом случае люди как будто «видят» вопросы перед глазами и отвечают на них, используя аргументы, непосредственно относящиеся к теме.
  2. Хорошие фасилитаторы выслушивают ответы участников и подытоживают, если это необходимо. Топ-фасилитаторы быстро анализируют эти ответы, имея под рукой целый набор последующих вопросов разного типа, которые можно будет использовать в различных ситуациях. Иногда они могут задать уточняющий вопрос, иногда – зондирующий, иногда – направляющий, чтобы вернуться к теме или выйти из тупика и т.д.
  3. Хорошие фасилитаторы всегда стараются зафиксировать важные мысли, высказанные участниками. Они могут поменять слово или переформулировать фразу, чтобы более точно отразить ее на флипчарте. Могут не записывать позиции, которые считают ненужными. Топ-фасилитаторы признают «власть пера» и понимают, что злоупотребление этой властью лишает ответы индивидуальности и может привести к дисфункциональному поведению группы. Топ-фасилитаторы записывают слова участников (не обязательно все), а не свои собственные. Они записывают именно то, что было произнесено, независимо от своего ценностного восприятия. Записав что-либо, они используют уже готовые вопросы, чтобы помочь участникам «подчистить» эти слова.
  4. Большинство фасилитаторов использует механику обсуждения для того, чтобы управлять группой, топ-фасилитаторы последовательно ведут группу от одного этапа к другому. Обычные фасилитаторы стараются охватить все пункты выработанной повестки, топ-фасилитаторы плавно переходят от одного пункта к другому. На каждом этапе принятия решения они используют контрольные точки: с каждым новым пунктом проверяют, что  было сделано, и объясняют, каким образом каждый новый пункт соотносится с первоначальными целями и задачами. Чтобы быть уверенными, что участники все понимают, топ-фасилитаторы приводят наглядные примеры. Они знают, как грамотно давать указания, поэтому их инструкции всегда аккуратны, четки и ясны.
  5. Обычные фасилитаторы знают, что важно сохранять нейтралитет, поэтому позволяют обсуждению идти так, как оно идет, главное, чтобы оно не выходило за рамки темы, и не нарушались базовые правила коммуникации. Топ-фасилитаторы понимают разницу между нейтральностью и пассивностью. Они стремятся избежать эффекта «группового мышления», пускают в ход альтернативные идеи, чтобы спровоцировать группу на иной курс поведения. Они осторожно высказываются о преимуществах той или иной точки зрения, избегая предвзятости.
  6. Каждая ситуация в ходе фасилитации уникальна. Несмотря на это топ-фасилитаторы разрабатывают процедуру в соответствии с потребностями заказчика. У каждого топ-фасилитатора есть набор стандартных схем проведения фасилитаций. Общаясь с заказчиком, он понимает, какая процедура необходима в определенный момент для решения той или иной задачи. Кроме того, у каждого есть свои методы построения процесса с нуля, когда это необходимо.

Перечисленные принципы построены на опыте нашей организации. Ваш опыт может быть иным и мы всегда приветствуем Ваши комментарии. Пятнадцать лет назад все думали, что маркер и флипчарт – это все, что нужно, чтобы быть хорошим фасилитатором. Сегодня мы знаем, что необходимо определенно больше.

Michael Wilkinson, Leadership Strategies, Inc.

123