Loading...

НАВЫКИ ФАСИЛИТАЦИИ: КОМУ И ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ

ПОЧЕМУ УМЕНИЕ ФАСИЛИТИРОВАТЬ ТАК ВАЖНО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

12 сентября 2001 года в моем расписании стоял тренинг по навыкам фасилитации для 150 руководителей государственного управления. Шокированная и напуганная произошедшим 9 сентября, я планировала отменить мероприятие. Могла ли фасилитация быть актуальной в настолько изменившемся мире? Но организаторы все-таки решили идти дальше и, пока я ехала до места проведения тренинга, я не могла понять, с чего начать.

Пока я ехала, я думала про себя: а что я так ценю в фасилитациях? Мне на ум пришло одно из ее определений: «искусство, которое позволяет каждому голосу быть услышанным». Вот тогда я и начала ощущать актуальность фасилитаций в изменившемся мире. Хотя сама по себе она не может привести к какому-то соглашению или договоренности между людьми с противоположными точками зрения, она помогает значительно облегчить совместную выработку какого-либо единого решения. Тогда, 12 сентября, я поняла, что фасилитация – это один из самых существенных инструментов поддержания мира, доступный каждому из нас.

Что такое фасилитация?

Корень слова «фасилитация» – это «facil», то есть «легкий». Значит, фасилитация помогает сделать что-либо более легким, простым. Вопрос, который я задаю участникам: «Сделать легче для кого?» Очевидно, не для фасилитатора, так как хорошая фасилитация может быть достаточно изнуряющей (даже если этого не видно остальным членам группы). Фасилитация включает в себя выявление и применение групповой мудрости, чаще всего, когда группа создает что-то новое или решает какую-то проблему. Чем легче фасилитатор добьется взаимопонимания в группе, тем легче придет необходимое решение.

Как говорят Сэм Кейнер и его коллеги в «Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making», «Очень многие группы не знают, как решить какие-то трудные проблемы самостоятельно. Они не знают, как выстроить общие рамки взаимодействия, так как очень редко понимают его истинное значение. Они боятся конфликтов и дискомфорта и изо всех сил стараются избежать их. При этом,  избегая борьбы за отстаивание своей точки зрения, члены группы значительно снижают потенциал собственной эффективности. Им нужен фасилитатор».

Перефразировав Майкла Дойла, я могу сказать: фасилитатор – это тот, кто поддерживает огонь в процессе открытого, вовлеченного диалога участников. Что может быть более актуальным в наши дни?

Фасилитация как основная компетенция лидера

В своей книге «Facilitating With Ease» Ингрид Бенс говорит о фасилитации как об основной лидерской компетенции, в которой нуждаются организации на всех уровнях и в течение всего жизненного цикла. Современным лидерам приходится управлять постоянными изменениями. От них ждут эффективного сотрудничества, которое обеспечивает вовлеченность людей за счет стимулирования их активного участия и возможности взять на себя ответственность. Руководители могут соответствовать таким требованиям, только если владеют основами фасилитации.

Когда я начинала обучать навыкам фасилитации в середине 80-х гг., ее часто путали с групповой терапией или медитацией. Сейчас ее воспринимают как важный навык, необходимый каждому, кто всерьез заинтересован в развитии своих способностей управлять другими. Поле фасилитации само по себе стало более видимым и жизнеспособным. С конца 80-х у нее существует своя профессиональная ассоциация  – Международная Ассоциация Фасилитаторов.

Власть фасилитатора в современном мире

Участники моих мастер-классов зачастую смущаются, когда слышат о власти, которой обладает фасилитатор. Они спрашивают: «Если фасилитатор стоит на нейтральной стороне, в чем заключается его власть?» Этот вопрос может быть задан только в той культуре, которая предельно узко трактует власть как знание, обращает слишком много внимания на процесс, а нейтральность приравнивает к пассивности.

Качество взаимодействия между людьми влияет на финальный продукт, который получает группа. Фасилитатор обладает колоссальной властью в управлении этим процессом. Он или она помогает членам группы слышать друг друга и быть услышанными. Чтобы обеспечить надежное решение, он или она помогает связать разные темы и идеи, возникающие в ходе совместной работы. Иногда играет роль дорожного регулировщика, который не дает одной точке зрения подавить другую, обеспечивает справедливость и сбалансированность всего процесса.

Эксперт по контенту и фасилитатор: разные типы власти

Эксперт по контенту   Фасилитатор
Предоставляет информацию   Руководит процессом
Обеспечивает правильными решениями   Задает правильные вопросы
Фокус на содержании (контенте)   Фокус на результате
Однонаправленная коммуникация   Разнонаправленная коммуникация

 

Власть фасилитатора по своей силе зачастую равна власти эксперта по контенту, но все же это разные виды власти.

5 принципов современных фасилитаторов

Если мы в ходе обсуждения глубоко погружаемся в данные, информацию и посторонний шум, все большую роль играет умение вести продуктивный групповой диалог. Вот 5 принципов построения эффективного диалога:

1. Практикуйте «осведомленность»

Повышайте осведомленность как в материальных, так и в нематериальных вопросах, имеющих значение для группы. Развивайте свое умение следовать энергии группы. Слушайте, смотрите и чувствуйте, что происходит вокруг. А потом принимайте решение: вмешиваться или нет, и какие умения при этом применять.

2. Будьте зеркалом, а не магнитом.

Помогите группе почувствовать весь процесс, минимизируйте внимание к собственной персоне. Помните, что участники будут отражать ту энергию, вовлеченность и откровенность, с которой вы будете общаться с ними изначально.

3. Создайте ощущение безопасности.

Чем яснее процедура, тем безопаснее она кажется участникам. Ясно представьте себе и опишите, что и как будет происходить. Объясните результаты, выясните роли, представьте процессы, помогите группе сформировать общие правила поведения.

4. Практикуйте отстраненность.

Как нейтральный фасилитатор, вы можете стать мишенью для эмоций участников. Помните о своей нейтральной роли и следуйте ей. Не допускайте ситуаций, когда Вас что-то слишком задевает.

5. Фокусируйтесь на результате.

Ваша конечная задача – помочь группе достигнуть какого-то необходимого решения. Фокусируйте внимание участников на результат тогда, когда они полностью вовлечены и активно участвуют в обсуждении.

В наши времена плохих телешоу, стресса на дорогах, постоянных организационных изменений и прочих опасностей особенно важно слышать друг друга и быть услышанными. Именно поэтому люди, владеющие навыками фасилитации, управляют будущим!

Оригинал статьи

123