ПОЧЕМУ УМЕНИЕ ФАСИЛИТИРОВАТЬ ТАК ВАЖНО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
12 сентября 2001 года в моем расписании стоял тренинг по навыкам фасилитации для 150 руководителей государственного управления. Шокированная и напуганная произошедшим 9 сентября, я планировала отменить мероприятие. Могла ли фасилитация быть актуальной в настолько изменившемся мире? Но организаторы все-таки решили идти дальше и, пока я ехала до места проведения тренинга, я не могла понять, с чего начать.
Пока я ехала, я думала про себя: а что я так ценю в фасилитациях? Мне на ум пришло одно из ее определений: «искусство, которое позволяет каждому голосу быть услышанным». Вот тогда я и начала ощущать актуальность фасилитаций в изменившемся мире. Хотя сама по себе она не может привести к какому-то соглашению или договоренности между людьми с противоположными точками зрения, она помогает значительно облегчить совместную выработку какого-либо единого решения. Тогда, 12 сентября, я поняла, что фасилитация – это один из самых существенных инструментов поддержания мира, доступный каждому из нас.
Что такое фасилитация?
Корень слова «фасилитация» – это «facil», то есть «легкий». Значит, фасилитация помогает сделать что-либо более легким, простым. Вопрос, который я задаю участникам: «Сделать легче для кого?» Очевидно, не для фасилитатора, так как хорошая фасилитация может быть достаточно изнуряющей (даже если этого не видно остальным членам группы). Фасилитация включает в себя выявление и применение групповой мудрости, чаще всего, когда группа создает что-то новое или решает какую-то проблему. Чем легче фасилитатор добьется взаимопонимания в группе, тем легче придет необходимое решение.
Как говорят Сэм Кейнер и его коллеги в «Facilitator’s Guide to Participatory Decision-Making», «Очень многие группы не знают, как решить какие-то трудные проблемы самостоятельно. Они не знают, как выстроить общие рамки взаимодействия, так как очень редко понимают его истинное значение. Они боятся конфликтов и дискомфорта и изо всех сил стараются избежать их. При этом, избегая борьбы за отстаивание своей точки зрения, члены группы значительно снижают потенциал собственной эффективности. Им нужен фасилитатор».
Перефразировав Майкла Дойла, я могу сказать: фасилитатор – это тот, кто поддерживает огонь в процессе открытого, вовлеченного диалога участников. Что может быть более актуальным в наши дни?
Фасилитация как основная компетенция лидера
В своей книге «Facilitating With Ease» Ингрид Бенс говорит о фасилитации как об основной лидерской компетенции, в которой нуждаются организации на всех уровнях и в течение всего жизненного цикла. Современным лидерам приходится управлять постоянными изменениями. От них ждут эффективного сотрудничества, которое обеспечивает вовлеченность людей за счет стимулирования их активного участия и возможности взять на себя ответственность. Руководители могут соответствовать таким требованиям, только если владеют основами фасилитации.
Когда я начинала обучать навыкам фасилитации в середине 80-х гг., ее часто путали с групповой терапией или медитацией. Сейчас ее воспринимают как важный навык, необходимый каждому, кто всерьез заинтересован в развитии своих способностей управлять другими. Поле фасилитации само по себе стало более видимым и жизнеспособным. С конца 80-х у нее существует своя профессиональная ассоциация – Международная Ассоциация Фасилитаторов.
Власть фасилитатора в современном мире
Участники моих мастер-классов зачастую смущаются, когда слышат о власти, которой обладает фасилитатор. Они спрашивают: «Если фасилитатор стоит на нейтральной стороне, в чем заключается его власть?» Этот вопрос может быть задан только в той культуре, которая предельно узко трактует власть как знание, обращает слишком много внимания на процесс, а нейтральность приравнивает к пассивности.
Качество взаимодействия между людьми влияет на финальный продукт, который получает группа. Фасилитатор обладает колоссальной властью в управлении этим процессом. Он или она помогает членам группы слышать друг друга и быть услышанными. Чтобы обеспечить надежное решение, он или она помогает связать разные темы и идеи, возникающие в ходе совместной работы. Иногда играет роль дорожного регулировщика, который не дает одной точке зрения подавить другую, обеспечивает справедливость и сбалансированность всего процесса.
Эксперт по контенту и фасилитатор: разные типы власти
Эксперт по контенту | Фасилитатор | |
Предоставляет информацию | Руководит процессом | |
Обеспечивает правильными решениями | Задает правильные вопросы | |
Фокус на содержании (контенте) | Фокус на результате | |
Однонаправленная коммуникация | Разнонаправленная коммуникация |
Власть фасилитатора по своей силе зачастую равна власти эксперта по контенту, но все же это разные виды власти.
5 принципов современных фасилитаторов
Если мы в ходе обсуждения глубоко погружаемся в данные, информацию и посторонний шум, все большую роль играет умение вести продуктивный групповой диалог. Вот 5 принципов построения эффективного диалога:
1. Практикуйте «осведомленность»
Повышайте осведомленность как в материальных, так и в нематериальных вопросах, имеющих значение для группы. Развивайте свое умение следовать энергии группы. Слушайте, смотрите и чувствуйте, что происходит вокруг. А потом принимайте решение: вмешиваться или нет, и какие умения при этом применять.
2. Будьте зеркалом, а не магнитом.
Помогите группе почувствовать весь процесс, минимизируйте внимание к собственной персоне. Помните, что участники будут отражать ту энергию, вовлеченность и откровенность, с которой вы будете общаться с ними изначально.
3. Создайте ощущение безопасности.
Чем яснее процедура, тем безопаснее она кажется участникам. Ясно представьте себе и опишите, что и как будет происходить. Объясните результаты, выясните роли, представьте процессы, помогите группе сформировать общие правила поведения.
4. Практикуйте отстраненность.
Как нейтральный фасилитатор, вы можете стать мишенью для эмоций участников. Помните о своей нейтральной роли и следуйте ей. Не допускайте ситуаций, когда Вас что-то слишком задевает.
5. Фокусируйтесь на результате.
Ваша конечная задача – помочь группе достигнуть какого-то необходимого решения. Фокусируйте внимание участников на результат тогда, когда они полностью вовлечены и активно участвуют в обсуждении.
В наши времена плохих телешоу, стресса на дорогах, постоянных организационных изменений и прочих опасностей особенно важно слышать друг друга и быть услышанными. Именно поэтому люди, владеющие навыками фасилитации, управляют будущим!