Loading...

КОГДА НАВЫКИ ФАСИЛИТАТОРА НЕ ПОМОГАЮТ

На прошлой неделе мне довелось общаться с группой внутренних корпоративных консультантов. По их словам, они ощущали, что на работе им приходится носить слишком много шляп одновременно. Им необходимо быть консультантами, фасилитаторами, коучами и тренерами – иногда даже в течение одной часовой сессии. У них не было полной уверенности в том, какую роль они играют в каждой ситуации. Они чувствовали, что мгновенное переключение ролей изматывает их, снижая надежность и эффективность.

Когда я познакомился с ситуацией поближе, у меня возникло 2 предположения:

  1. Все они пытаются быть фасилитаторами, хотя более эффективной для клиентов зачастую является другая роль. И поэтому…
  2. Их проблема не в самом переключении ролей, а в том, как они это делают.

По-моему, эти предположения верны и в вашем случае.

Для начала, рассмотрим ситуацию, когда вам и вашей группе лучше, если вы не находитесь в роли фасилитатора. Я и мои коллеги выявили 5 основных ролей, которые вы применяете, когда имеете дело с группами: фасилитатор, фасилитирующий консультант, фасилитирующий тренер, фасилитирующий коуч и фасилитирующий лидер. В любой из этих ролей вы оперируете одними и теми же ценностями и основными правилами, чтобы помочь участникам работать вместе. Но только роль фасилитатора требует того, чтобы свою экспертизу по какому-либо вопросу вы оставляли при себе (то, что мы называем «независимо-нейтральный» подход), не применяя ее при работе с группой.

Если группа обсуждает вопрос увеличения продаж и у вас есть опыт или какие-то уникальные знания по этой теме, не нужно делиться ими с участниками. Вы можете быть фасилитатором только в том случае, если у вас нет необходимости делиться информацией по существу и если вы не член группы.

Если вы будете делиться информацией, высказывать свое экспертное мнение по обсуждаемому вопросу или каким-либо образом будете заинтересованы в исходе обсуждения, то ваша эффективность как фасилитатора значительно снизится. Некоторые члены группы будут чувствовать, что вы вмешиваетесь в их работу, другие же подумают, что вы пристрастны и придерживаетесь чьей-либо точки зрения. Проще говоря, вы потеряете нейтралитет и перейдете  дозволенную границу.

Но бывают случаи, когда вам необходимо быть вовлеченным в тему обсуждения, когда ваше мнение действительно поможет улучшить ситуацию. Особенно, если вы обладаете действительно подходящей экспертизой. В этих случаях вы примеряете на себя другие роли. Они помогают вам участвовать в дискуссии, применяя свои навыки фасилитации.

По моему опыту, это очень хорошо, если вы можете самостоятельно выбирать роль, чтобы помочь группе в достижении результата. То, КАК вы делаете это, очень сильно влияет на тот результат, который получит ваш клиент. Вот несколько принципов, помогающих принимать те или иные роли и переключаться между ними:

  1. Выбирайте роль исходя из потребностей ситуации.
  2. Договоритесь со своими клиентами о том, какую роль вы будете играть для них, и как она может меняться. Дайте им несколько примеров, чтобы они точно знали, на что это будет похоже.
  3. Перед тем, как вы примете новую роль, объясните это группе, чтобы участники знали, что вы делаете и зачем.
  4. Если вам нужно переключиться на другую роль, и вы не договорились об этом с группой, обратите их внимание на то, что ваша позиция меняется.

Если вы правильно выбираете фасилитационные роли и переключаетесь между ними с разрешения участников, вы применяете всю свою экспертизу – по теме обсуждения и его процессу, – чтобы способствовать успешным переменам у ваших клиентов.

Роджер Шварц

2005, апрель

Оригинал статьи

123