На прошлой неделе мне довелось общаться с группой внутренних корпоративных консультантов. По их словам, они ощущали, что на работе им приходится носить слишком много шляп одновременно. Им необходимо быть консультантами, фасилитаторами, коучами и тренерами – иногда даже в течение одной часовой сессии. У них не было полной уверенности в том, какую роль они играют в каждой ситуации. Они чувствовали, что мгновенное переключение ролей изматывает их, снижая надежность и эффективность.
Когда я познакомился с ситуацией поближе, у меня возникло 2 предположения:
По-моему, эти предположения верны и в вашем случае.
Для начала, рассмотрим ситуацию, когда вам и вашей группе лучше, если вы не находитесь в роли фасилитатора. Я и мои коллеги выявили 5 основных ролей, которые вы применяете, когда имеете дело с группами: фасилитатор, фасилитирующий консультант, фасилитирующий тренер, фасилитирующий коуч и фасилитирующий лидер. В любой из этих ролей вы оперируете одними и теми же ценностями и основными правилами, чтобы помочь участникам работать вместе. Но только роль фасилитатора требует того, чтобы свою экспертизу по какому-либо вопросу вы оставляли при себе (то, что мы называем «независимо-нейтральный» подход), не применяя ее при работе с группой.
Если группа обсуждает вопрос увеличения продаж и у вас есть опыт или какие-то уникальные знания по этой теме, не нужно делиться ими с участниками. Вы можете быть фасилитатором только в том случае, если у вас нет необходимости делиться информацией по существу и если вы не член группы.
Если вы будете делиться информацией, высказывать свое экспертное мнение по обсуждаемому вопросу или каким-либо образом будете заинтересованы в исходе обсуждения, то ваша эффективность как фасилитатора значительно снизится. Некоторые члены группы будут чувствовать, что вы вмешиваетесь в их работу, другие же подумают, что вы пристрастны и придерживаетесь чьей-либо точки зрения. Проще говоря, вы потеряете нейтралитет и перейдете дозволенную границу.
Но бывают случаи, когда вам необходимо быть вовлеченным в тему обсуждения, когда ваше мнение действительно поможет улучшить ситуацию. Особенно, если вы обладаете действительно подходящей экспертизой. В этих случаях вы примеряете на себя другие роли. Они помогают вам участвовать в дискуссии, применяя свои навыки фасилитации.
По моему опыту, это очень хорошо, если вы можете самостоятельно выбирать роль, чтобы помочь группе в достижении результата. То, КАК вы делаете это, очень сильно влияет на тот результат, который получит ваш клиент. Вот несколько принципов, помогающих принимать те или иные роли и переключаться между ними:
Если вы правильно выбираете фасилитационные роли и переключаетесь между ними с разрешения участников, вы применяете всю свою экспертизу – по теме обсуждения и его процессу, – чтобы способствовать успешным переменам у ваших клиентов.
Роджер Шварц
2005, апрель