Loading...

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ТРЕНЕРОМ И ФАСИЛИТАТОРОМ?

Внимательный взгляд на различия, важные для Вас и Вашей практики

Ранее я уже замечала, что некоторые корпорации называют своих внутренних тренеров фасилитаторами. Могу только предположить, что это означает «человек, фасилитирующий процесс обучения». Но является ли термин «фасилитатор» подходящим для того, кто просто читает лекцию и пользуется PowerPoint? Можно ли сравнивать обучение людей тому, как что-нибудь сделать, и фасилитацию в ходе стратегической сессии? В чем разница между обучением и фасилитацией?

Даже корни этих слов взаимодействуют. «Educe», корень «educate», дословно значит «выявлять». Этим как раз и занимаются лучшие тренеры… но разве это не то же самое, чем занимаются фасилитаторы? Корень слова «facilitate» – это, безусловно, «facile», что значит упрощать что-либо, делать процесс более легким. Лучшие тренеры облегчают процесс обучения, не так ли?

Нет ничего удивительного в том, что существует такая путаница. У профессиональных тренеров и фасилитаторов много общего. Но, несмотря на это, я уверен, что роль тренера и фасилитатора значительно отличаются друг от друга и очень важно разграничивать эти понятия. Это поможет не только устранить путаницу в терминах, но и (что гораздо важнее для меня) убедиться в том, что они сохраняют свой подлинный смысл.

Разберемся в понятиях

Несмотря на то, что термин «тренинг» широко употребляется применительно к взрослому обучению, нечто подсказывает нам, что он в данном случае не очень уместен. Для многих это понятие ассоциируется с дрессировкой собак или чем-то подобным. Другие разграничивают понятия тренинги, инструктаж и образование, но приходят к выводу, что все это помогает людям учиться. (Stolovitch and Keeps, 2002.) Многие преподаватели/бизнес-тренеры используют термин «тренинг» как некое общее обозначение того, что они делают.

4 главных отличия в роли тренера и фасилитатора

Хороший фасилитатор      Хороший тренер
  • Не всегда является экспертом в каком-либо вопросе
  • Всегда выступает в роли эксперта
  • Является экспертом в управлении групповыми процессами (включая меж- и внутригрупповое разрешение конфликтов, стратегическое планирование, построение команды и т.д.)
  • Не обязательно является экспертом в управлении групповыми процессами. Вместо этого постоянно разрабатывает новые методы, помогающие участникам достичь конкретных результатов обучения
  • Часто помогает группе выявить и вербализовать полученные выводы и результаты (например, чтобы решить какую-либо проблему или разработать новый порядок). После того, как результаты зафиксированы, помогает группе выработать, осуществить и «усвоить» дальнейшие шаги на пути к достижению результата
  • Чаще всего в каких-то корпоративных и образовательных учреждениях тренер не помогает каждой группе обучающихся достичь своих конкретных результатов (Это совершенно другой подход, называемый народным образованием). Тем не менее, тренер может участвовать в реализации и анализе оценки потребностей в обучении. Это, в свою очередь, должно учитывать мнения реальных (или потенциальных) участников, также как и остальных заинтересованных лиц
  • Рассматривает фасилитацию как помощь в осуществлении конкретных шагов к достижению общих организационных целей.
  • Часто фокусируется на влиянии обучения на реализацию отдельных задач. Тренер может оценить эффективность обучения спустя долгое время после того, как оно произошло.

Точки соприкосновения

И тренеры, и фасилитаторы:

В этой статье я попыталась очертить сходства и различия между фасилитацией и тренингом. Я убеждена в том, что оба эти процесса важны и ценны. Они помогают нам понять самих себя, свою работу, близких и окружающий нас мир, играя при этом совершенно разные роли в нашей жизни.

Оригинал статьи

123