Еще несколько лет назад те из нас, кто считает себя профессиональными фасилитаторами, существовали отдельно, сами по себе. Люди обращались к нам за тем, чтобы извлечь лучшие идеи из группового сознания, чтобы стимулировать обсуждение (даже если участники имели совершенно разные точки зрения) или помочь участникам достичь консенсуса по каким-то сложным вопросам и решениям. К счастью для нас, наши клиенты до сих пор ценят нашу способность планировать и вести продуктивные дискуссии, когда результат для них – важнее всего.
И все же, я вижу все больше и больше руководителей компаний, которые осознают, что им самим необходимо играть роль фасилитаторов, особенно когда они работают с территориально разрозненными группами сотрудников. Почему это так? Во-первых, потому что от руководителей все больше требуют быть лидерами команд (проектных или постоянных), способными вдохновить на участие, не применяя свои полномочий. Это значит, что они должны быть убедительными и уметь влиять на процесс взаимодействия окружающих, не используя при этом никаких санкций. Во-вторых, соревновательный дух и конкуренция заставляют команды достигать результатов быстрее, совершая как можно меньше дорогостоящих ошибок. Компетентный фасилитатор помогает участникам ориентироваться в процессе выработки важных решений, за счет чего обсуждение идет по заранее заданному курсу. Пожалуй, самое важное, особенно для виртуальных команд, состоит в том, что кто-то должен направлять общие усилия, помогать людям в достижении доверительных отношений, которые так нужны для продуктивного взаимодействия. Мы прекрасно знаем, что доверие и понимание между людьми не появляются по взмаху волшебной палочки.
Роль лидера команды и одновременно фасилитатора требует особых навыков, компетенций и инструментов, которых нет у многих лидеров обычных команд. Многие даже не осознают, насколько эти вещи важны в их работе. Для руководителей, которые привыкли, что их распоряжения беспрекословно выполняются другими, быть фасилитатором – это огромный труд. Однако навыкам фасилитации можно овладеть и обучиться каждому, кто чувствует потребность в развитии собственных лидерских качеств. Тем, кто все еще верит, что приказы и контроль могут мотивировать группу людей на то, чтобы отбросить все дела в сторону и активно участвовать в обсуждении, увы, это вряд ли поможет.
Какие фасилитационные навыки нужно развивать лидерам команд, чтобы воодушевлять, мотивировать и вдохновлять членов виртуальной (территориально распределенной) команды, чтобы помочь им думать, принимать решения и работать вместе как одно целое? Вот некоторые из них:
Вне зависимости от того, какова наша официальная роль или должность, многим из нас нужны навыки фасилитаторов. Они помогают управлять процессом обсуждения важных вопросов, не взирая на какие-либо границы: страны, временные пояса, организации, подразделения и т.д. Существует множество источников приобретения этих умений и навыков: книги, статьи, занятия, опыт окружающих, дружба с опытными фасилитаторами или – если вы так смелы – метод проб и ошибок. В любом случае, фасилитация виртуального общения – это важный навык, которым должен владеть любой руководитель, чтобы быть успешным сегодня.
Нэнси Сэттл-Мерфи